Алексей Сергеевич (bepowerback) wrote,
Алексей Сергеевич
bepowerback

Сокские штольни в Самаре, гора Тип-Тяв

В перерывах между путешествиями по другим городам и странам изучаю родную Самару, тут еще куча неизведанного. В этот раз я посетил Сокские штольни - один из интереснейших спелеологических объектов Самарской области, где велась разработка доломитного известняка. С конца 1930-х до 1946 года в этих штольнях использовался труд заключенных Безмянлага. Работа в штольнях прекратилась в начале 60-ых годов, а вход в пещеру был засыпан. Впервые спелеологи нашли и посетили эти штольни в 1995 году, а за специалистами в поисках приключений двинулись и туристы.



Доехать почти до входа можно на машине или общественном транспорте. Если едете со стороны Самары, не доезжая моста до реки Сок на кольце нужно повернуть направо. Машину можно оставить в дачном поселке. Справа от дороги идет железная дорога, ее необходимо перейти около заброшенного здания, и оттуда по тропинке пара десятков метров вы увидите малозаметный вход. Его несколько раз пытались закрыть железной решеткой, но безрезультатно.



На просторах интернета нарыл карту ходов, общая их длинна около 50 километров, но многие завалены. Как видите, даже имея такую карту, тут легко заблудиться. Обязательно идите в такое место только со знающим и опытным человеком, иначе есть риск потеряться в запутанных коридорах штолен, телефоны тут не работают.




Обязательно возьмите теплую одежду (температура здесь 5-7 градусов), непромокаемую обувь, несколько фонариков и батареек, еду и горячий чай. Наш проводник Валерий из компании Нестандартные экскурсии на входе проводит подробный инструктаж по технике безопасности: включить фонарики, смотреть под ноги и на потолок, чтобы не удариться головой, держаться вместе и не расходиться.



При входе лежит тетрадь посещений, куда необходимо обязательно вписаться ФИО, дата и время входа, а на выходе обязательно указать дату выхода.



Валерий показывает примеры отверстий в стенах, куда закладывали динамит для взрывов и прокладывания новых туннелей.



А влево и вправо от центрального прохода несколько небольших пещер, которые не стали дальше разрабатывать по причине не подходящего материала.





На перекрестках периодически появляются обозначения с направлением движения к выходу.



Только во время популярности всяких ночных квестов к правильным обозначениям добавились указания к какому-нибудь ключу, которые могут сбить с толку и увести в неизвестном направлении. Поэтому верить указателям тоже опасно.



Еще путешественники по штольням пытаются использовать "нить Ариадны" для того, чтобы потом найти выход по ней. По дороге встречались такие. Вот только сможете ли вы найти клубок в несколько километров?



Артефакты времен разработки штолен.



Свод страховался деревянными подпорками и перекрытиями.



Которые с годами кое-где сгнили и разрушились.







За столько лет запустения в штольнях сформировался свой микроклимат, появились разные виды плесени и грибов, живущих на брёвнах.



Общий объем изъятой породы составил около 1 миллионов кубических метров. Тут все пропитано болью, страхом и нечеловеческим трудом заключенных ГУЛАГа.



Иногда тут случаются обвалы, но не часто.



Стоит сразу сказать, что штольни являются очень огнеопасным местом, поэтому не стоит там ни курить и бросать окурки на пол, ни жечь костры. Весь пол "правой" части штолен засыпан остатками древесины.



Но кто-то все-таки не соблюдает технику безопасности и случаются пожары, которые уносят жизни людей.



Пожар в штольнях в 1999 году был причиной смерти четырех студентов и трех спасателей, которые пришли к ним на помощь. Из-за дыма, который тут быстро наполняет всю систему, они просто не смогли найти выход и задохнулись.



В этих местах остались сильные следы закопчения на потолке.



Возвращаемся ко входу и идем в "левую" часть штолен.



Каждый год в Сокские штольни приезжают московские спелеологи и делают что-нибудь интересное внутри. Первым их творением попавшимся нам по пути является подвесной мост.



 В дальних уголках штолен есть небольшие участки, где сохранились рельсы узкоколейки, по которым вывозили долмитку.



Искатели черных металлов, видимо, не смогли вытащить и остатки тяжелой рамы вагонетки.



Чтобы как-то сохранить историю, спелеологи прикрутили остатки рельс и вагонетку к потолку, отсюда их точно никто не унесет.



Внимательно смотрите под ноги, чтобы случайно не провалиться, это смотровая яма для ремонта подвижного состава.



А вот и сами остатки мотовоза.



Костровые крепи, которые устанавливались для поддержания пород и предупреждения возможного обрушения потолка.



Эта крепь представляет собой пространственную решет­ку из деревянных бревен, возведенную в выработан­ном пространстве.



Далее попадается узкий проход, тут можно хорошо приложиться головой.



Вышли к водокапу, здесь с помощью полиэтиленовой пленки вода с потолка собирается в резервуары. Вода прошла сквозь несколько десятков метров фильтрации и ее можно пить. Известен случай, когда один самарец провёл под землей около двух недель, разбив единственный фонарик. На шум воды он в полной темноте добрался до этого водокапа и ожидал тут следующих спелеологов со светом.



Это самая низкая и мокрая часть пещеры.



Пройти не испачкавшись тут очень сложно, все полы в воде и доломитовой жиже.



Пришли в базовый лагерь "Ау", который находится в самом конце недели. Внутри установлены стол и стулья, все как-то по домашнему.



Только на потолке нарисованы давящие на психику картинки.



А вот эта картинка и дала название этому лагерю - "Ау!"



Фишка лагеря - огромное количество различных табличек на стенах, которые не имеют отношения к штольням.



Дошли до второго лагеря, который называется "Маяк". Остановились тут, чтобы попить горячего чая и потравить страшные байки про спелеологов.



Вся прогулка заняла около 2-х часов. На выходе не забудьте пересчитаться и отметиться в журнале, чтобы вас потом не искали.



Благодарю компанию Нестандартные экскурсии за возможность прикоснуться к истории этих мест. Повторяю, что настоятельно рекомендую не ходить сюда без проводника, это опасно для вашей жизни.
Tags: Самара
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo bepowerback october 12, 08:55 33
Buy for 10 tokens
Первый вопрос, который мне задавали после путешествия на автомобиле до Владивостока - "А есть ли там дороги?" Действительно, у большинства жителей европейской части России возникает вот такая картинка, где даже Камазы проваливаются в грязи. Поэтому в ходе поездки я старался…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments