Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Именно обмен товарами между Россией и Монголией в начале XIX века стал главным элементом Чуйского торгового пути. По мере роста торговой значимости Чуйскую тропу к концу XIX благоустроили до колесного пути. В начале XX века на путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней. Новый виток развития Чуйского тракта относится к годам правления советской власти. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. А 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Самая интересная часть начинается после поселка Барангол, оттуда идет подъем на Семинский перевал.
Семинский перевал находится на высоте 1717 м, но по ощущениям подъем идет очень легко и сам перевал даже не ощущается.
На перевале находится советская лыжная база с одноименным названием.
Мне как лыжнику очень интересно было тут побывать. Еще тут можно переночевать и вкусно перекусить в местной столовой.
Спускаемся с Семинского перевала в долину
где находится село Онгудай
Оттуда снова подъем к новому перевалу - Чике-Таман
Чике-Таман находится на высоте 1295 м, но воспринимается как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов.
Дорога на перевал буквально вырублена в скалах
образуя серпантин с многочисленными извивами и поворотами.
На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта.
До 1984 года движение через перевал происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота.
Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река».
Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки, а на вершине перевала соединяется с новой дорогой
но постепенно разрушается, и зарастает деревьями.
С вершины перевала можно увидеть обломки автомобилей неосторожных водителей.
В память о непростой истории современной трассы на смотровой площадке перевала Чике-Таман 8 июля 2017 года открыли памятник, посвященный трудовому подвигу строителей Чуйского тракта.
Рядом с памятником оборудована фотовыставка, смотровая площадка и удобная стоянка под автомобили.
И снова на спуск
Возвращаемся к Катуни
Подъезжаем еще к одному значимому месту, которое с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае.
Слияние Чуи и Катуни - двух величественных рек Алтая. Данное место даже получило свое собственное имя - «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. Место настолько красивое и притягательное, что мы тут решили устроить себе ночевку.
Памятник Кольке Снегиреву за селом Белый Бом, который установлен герою известной песни и посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.
Впервые мелодия песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» прозвучала в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964 год).
Чуть в стороне от памятника находятся остатки старого тракта, куда есть возможность заехать на своем автомобиле и немного ощутить то, что чувствовали водители того времени.
Старый тракт и новая федеральная трасса.
Едем дальше
Проезжаем село Акташ, от него в сторону долины реки Чулышман идет еще одна интереснейшая дорога, но о ней напишу чуть позже.
Прямо за Акташем мы можем увидеть заснеженные вершины северочуйского хребта, вершины Актру 4044 м и Куркурек 3982м.
Затем начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы с Монголией. Эта степь находится на высоте около 1800 м над уровнем моря, и климат тут чрезвычайно суровый.
И заканчиваем мы с вами путешествие по Чуйскому тракту селом Кош-Агач, откуда до Монголии остается всего 70 км.
Ну как вам трасса? Возникло желание прокатиться по ней на своем автомобиле?:)
P.S. За фото с квадрокоптера отдельная благодарность Александру Калугину
Все посты моего путешествия по Алтаю:
Journal information