Алексей Жирухин (bepowerback) wrote,
Алексей Жирухин
bepowerback

Categories:

Почему Самара считается космической столицей России и зачем тут стоит ракета в центре города

Когда живешь в своем родном городе, то какие-то вещи кажутся само собой разумеющимися, например, для меня вполне давно известно, что Самара у нас известна как космическая столица, но оказывается, об этом знают далеко не все. Я очень редко пишу о своем городе, но решил посвятить этой теме отдельный пост.


Поспособствовал этому второй этап реализации социального проекта "Поехали!. Зимний отдых в Самарской области", организованный департаментом туризма министерства культуры Самарской области при поддержке департамента информационной политики администрации Губернатора.



Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/pochemu-samara-schitaetsia-kosmicheskoi-stolicei-rossii-i-zachem-tut-stoit-raketa-v-centre-goroda-5fc803beeb95a53734a5e601

В июне этого года я побывал на программе "Давай поженимся", там каждая невеста готовит свой сюрприз и самая первая решила принести на шоу тюбики космической еды и комбинезоны астронавтов. По ее задумке, я должен был пробовать еду из каждого тюбика и отгадывать, что это такое. "Какой крутой сюрприз ты придумала" -  сказал я ей, "и город мой обыграла". "Всмысле?" - уточнила она. "Ну Самара же связана с космосом, ракеты у нас делают же..." - ответил я. "Ого.... вот это я придумала!" - воскликнула она. Короче, я понял, что для большинства жителей России это неожиданный факт, поэтому подробно рассказываю о нашем космическом городе.



Самара внесла немалый вклад в освоение человеком космического пространства. Это единственный город, в котором осуществляется весь комплекс: проектирование, конструирование и сборка космических аппаратов и самолетов (последний самолет Ту-154М компания «Авиакор» выкатила из ангара 19 февраля 2013 года), а также подготовка профессиональных кадров для этой деятельности.



В довоенное время в трех километрах от станции Безымянка в Куйбышеве начинали строительство авиационного завода № 295, но в планы вмешалась война и 10 октября 1941 года в связи с наступлением немецких войск на Воронеж, было решено эвакуировать авиационный завод №18 в Куйбышев, где в срочном порядке начале выпускать штурмовики ИЛ-2. В итоге на одном месте было образовано сразу два завода, один под №1 и второй под №18. Сначала заводы отставал от необходимых темпов, тогда в адрес авиазавода пришла грозная телеграмма от Сталина:

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше "ИЛ"ов тчк Предупреждаю последний раз тчк СТАЛИН»



В феврале 1942 года завод набрал нужный темп и за годы войны дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве - 26 888 шт. Этот самолет занимает почетное место в нашем городе на кольце пересечения улиц пр. Кирова и Московского шоссе. Фото делал мой друг Альберт Боязитов.


После окончания войны Завод №1 остается в Куйбышеве. Он осваивает производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, а также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и ТУ-16.

2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Так в нашем городе появляется филиал ОКБ №1, который потом станет называться ЦСКБ «Прогресс». Сергей Павлович Королев направляет в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Авиационный завод № 1 за год осваивает производство баллистической ракеты Р-7, которая в 1959 году поставлена на вооружение Советской Армии. Тем же документом оговаривалось, что двигатели к «семерке» будут изготавливаться на заводе № 24 (организация п/я 32, впоследствии – Куйбышевское моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе).

Проводили испытания этой ракеты около станции Тюра-Там, который и стал тем самым "Байконуром". Кстати, с Байконура в Самару идет прямая дорога и есть даже указатель на наш город, хотя между ними 1500 км. Пост о том, как выглядит космодром, можете почитать тут.



После эвакуации завода с Воронежа, новому заводу в Куйбышеве требовались инженеры. Поэтому для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.



В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлён первый выпуск специалистов.



С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Сейчас на базе университета есть интереснейший музей, который можно посетить совершенно бесплатно http://museum.ssau.ru/



Уже на базе Королевской "семерки" были разработаны «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», а также дальнейшее совершенствование этих изделий. Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту не только «Восток» Юрия Гагарина, но и корабли всех других советских космонавтов. За 40 лет было построено около 1700 экземпляров таких ракет. Кстати, Гагарин должен был приземлиться именно под Куйбышевым, но из-за нештатной ситуации аппарат отклонился и приземлился в 110 км от назначенной точки. Но из Энгельса Гагарина все-равно доставили в Куйбышев, где он должен был доложить результаты полета госкомиссии, пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле.



В 2001 году в Самаре поставили самую настоящую ракету, где в 2007 году открылся музей "Самара космическая" http://samaracosmos.ru/



Эта Ракета сразу же стала одним из главных символов города. Памятник представляет собой ракету Р-7 высотой 68 метров, которая весит 20 тонн. Летательный аппарат изготовили в 1984 году на заводе «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчетов в Плесецке. В 1999 году его подарили заводу, после чего сняли лишнее оборудование и сделали из нее памятник.



Здесь можно увидеть космические аппараты, макеты и схемы кораблей, вещи космонавтов, двигатели, скафандр и еду космонавтов.







Даже футбольный стадион "Самара-Арена", построенный к чемпионату мира 2018 года чем -то напоминает космическую тарелку пришельцев. Другое его название "Космос-Арена". Люблю кататься до него на велосипеде



Тут проводилось шесть матчей чемпионата мира по футболу: четыре игры группового этапа (в том числе и матч сборных России и Уругвая), матч 1/8 финала между Бразилией и Мексикой и четвертьфинал Швеция – Англия.



Во время проведения ЧМ-2018 вместимость стадиона составляла 41970 зрителей. После чемпионата стадион был передан местному клубу "Крылья Советов". И тут название тоже связано с летной промышленностью нашего города.



В общем, Самара - это космос!:) Ждем в нашем городе)




Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback

О моих поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма: https://www.instagram.com/bepowerback/
Tags: Самара
Subscribe

Posts from This Journal “Самара” Tag

promo bepowerback февраль 12, 2019 09:02 329
Buy for 30 tokens
Индия - это страна, которая никого не оставит равнодушным. Для меня она пока стала единственной, где мне захотелось развернутся и улететь отсюда в первые 15 минут пребывания. Подобное ощущение не покидало меня и все время путешествия - все 3 недели. 10 причин, из-за которых я возненавидел Индию:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments