Алексей Жирухин (bepowerback) wrote,
Алексей Жирухин
bepowerback

Крым, Балаклава, база подводных лодок холодной войны (объекты 825 ГТС и 820 РТБ)

Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место - некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс "Балаклава" или попросту музей подводных лодок.

IMG_2894.JPG

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет  - с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС - гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

IMG_2891.JPG

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.

IMG_2788.JPG

Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.

IMG_2780.JPG

На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.

IMG_2784.JPG

Входной портал для персонала. Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.

IMG_2786.JPG

Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности...

IMG_2795.JPG

...и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

IMG_2796.JPG

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С

IMG_2791.JPG

Главная галерея, ведущая к сухому доку.

IMG_2794.JPG

Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.

IMG_2801.JPG

Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

IMG_2802.JPG

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для "купания" торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.

IMG_2803.JPG

В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.

IMG_2805.JPG

На выходе из МТЧ - участок сдачи торпед на подводные лодки.

IMG_2806.JPG

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.

IMG_2807.JPG

Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.

IMG_2808.JPG

Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".

IMG_2840.JPG
IMG_2836.JPG

В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка "Тритон - 1М" - носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.

IMG_2833.JPG

Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.

IMG_2818.JPG

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

IMG_2817.JPG

Сухой док - особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.

IMG_2811.JPG

В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки - специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.

IMG_2843.JPG

Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.

IMG_2822.JPG

Слева видим погрузочную площадку.

IMG_2841.JPG

Пошли в сторону ядерного арсенала - объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами

IMG_2847.JPG

Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

IMG_2853.JPG

Освещение на случай ЧП.

IMG_2857.JPG

Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.

IMG_2860.JPG

Выставка, посвященная военным преступления США.

IMG_2861.JPG
IMG_2863.JPG
IMG_2866.JPG

Первый зал - ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).

IMG_2867.JPG

Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

IMG_2875.JPG

 Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.

IMG_2868.JPG
IMG_2869.JPG

Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.

IMG_2876.JPG
IMG_2877.JPG
IMG_2878.JPG
IMG_2885.JPG

Поводная лодка 690 "Кефаль" в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.

IMG_2881.JPG

Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.

IMG_2886.JPG

Мое путешествие по Крымскому полуострову:

Tags: Балаклава, Крым, Россия
Subscribe

Posts from This Journal “Крым” Tag

  • Где в Крыму снимали фильм "Спортлото 82"

    "Спортлото 82" - один из моих любимых советских фильмов, и я его пересматривал уже сотни раз. Этот фильм был практически весь снят в Крыму,…

  • Симферополь - самый ужасный город Крыма

    Всегда удивлялся, почему Симферополь, который является столицей Крыма, так обделен вниманием. Не смотря на то, что это центр полуострова, причем во…

  • Крым, Феодосия - курорт для семей и пенсионеров

    Феодосия стала последним нашим городом на южном берегу Крыма. Это древний город, имеющий богатую историю, основан в VI веке до н. э. и часто…

  • Крым, Судак, Генуэзская крепость

    Судак спокойный курортный городок, популярный у любителей пляжного отдыха. И мы бы проехали его мимо, если бы с дороги не увидели крепость,…

  • Крым, Новый Свет, тропа Голицына

    В Новом Свете есть две интересные достопримечательности - завод шампанских вин, который не требует представления, и тропа, благодаря которой вы…

  • Крым, гора Ай-Петри

    Гору Ай-Петри по праву считают одним из международно-известных символов полуострова, а также главной природной достопримечательностью всего южного…

  • Замок Ласточкино гнездо - символ Крыма

    "Ласточкино гнездо" известно далеко за пределами Крыма и давно уже стало символом этого полуострова. Тем сильнее было желание посетить этот…

  • Крым, Алупка, Воронцовский дворец

    Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского…

  • Крым, Ялта - город счастья

    «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и - в Ялту», - постоянно повторял я вслух слова героя Савелия Крамарова из…

promo bepowerback december 3, 09:02 419
Buy for 30 tokens
Туристический Алтай отвратителен! Здесь бывает более миллиона туристов в год, которых притягивает чарующая красота природы, великолепие гор и развитая инфраструктура, но абсолютное большинство гостей приезжают лишь в летний период. И за лето местные бизнесмены стараются выжать из туристов все до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments