
Добраться до Ай-Петри можно 3-мя разными способами: по канатной дороге, на автомобиле по горным серпантинам или пешком. Вариант пешком мы отбросили сразу и долго не могли решить, прокатиться по серпантину или на канатке. Оказалось, можно совместить оба варианта. Прямо от подъемника водители зазывают туристов в микроавтобусы и везут на гору с небольшими экскурсионными остановками по интересным местам, причем по цене подъемника. Мы долго не колебались, оставили свой автомобиль внизу и прыгнули в микроавтобус.

Первая остановка около водопада "Учан-Су", который является самым высоким водопадом Крыма и находится на высоте 390 м над уровнем моря на южном склоне горы Ай-Петри. Название водопада обозначает "летящая вода". Наиболее эффектно он смотрится во время ливней и снеготаяния. В летнее время он практически полностью пересыхает, а в суровые зимы иногда замерзает.

При падении воды образует два каскада, на втором сооружено небольшое строение с водозабором и скульптурой орла на крыше, отсюда вода поступает в могабинское водохранилище и используется для водоснабжения Ялты.

Вторая остановка - "Серебряная беседка", которая расположена на горе Пендикюль. Беседка установлена в честь строителей дороги Ялта-Ай-Петри-Бахчисарай. Откуда возникло такое название? Зимой беседка покрывается легкой изморозью, создавая иллюзию переливания в солнечных лучах тонким слоем серебра.

С ротонды открывается живописный вид на ялтинский амфитеатр, на никитинскую яйлу, гору Аюдаг, дубово-можжевелые леса мыса Мартьян и изумительное побережье Черного моря.


Мчим дальше по горным серпантинам и уже начинает виднеться знакомый трезубец.

На вершине подъема нас ожидал сюрприз. Причудливые шары, которые напоминают мячи для гольфа, кому-то яйца динозавра или огромные грибы. На самом деле тут расположено самое высокое по месту дислокации военное подразделение – радиотехнический батальон "Ай-Петри". А это купола защитных сооружений радаров, которые ведут наблюдение за крымским небом и морем.

История этой части начинается в 1951 году, когда по приказу маршала Лаврентия Берии на закрытой от посторонних глаз территории развернули 20-й отдельный радиотехнический центр дальней разведки и наведения войск ПВО страны советов. Сейчас в этой части находятся радиолокационные станции, выпущенные советской "оборонкой" в период ее расцвета. Это радиолокационные комплексы "Оборона", "Алтай" и "Граница-М". А также новейшие разработки независимой Украины, в том числе 36ДС-6, которую локаторщики в шутку называют "Дашенька". Гарнизон по прежнему закрыт и посторонних туда не пускают.

И вот когда до цели было совсем-совсем близко... еще одна непредвиденная остановка, т.к. одному ребенку после серпантинов стало плохо.

Пока ребенок приходил в себя, мы нашли еще одну обзорную площадку, где и получились самые шикарные фотографии за эту поездку.



Доезжаем до конечной точки. На плато около горы небольшой городок с рынком сувениров, кафе, квадроциклами и прочими увеселениями, например, можно сфотографироваться с БАННЕРОМ, на котором изображена фотография горы и ее название....

В то время, когда можно было сделать фотографию с оригиналом, только, к сожалению, без подписи:)

Самые экстрималы лезут на гору, к коим я себя не отношу, нам вполне хватило осмотра и со стороны. Летом на зубцы Ай-Петри ведут подвесные мосты, прохождение которых - еще один интересный способ развлечься тут.

На обзорной площадке не откажите себе в принятии пищи с видом, который я бы назвал лучшим на этом полуострове. Чтобы немного пощекотать нервы, уселись на балкончике, который находился прямо над пропастью. Говорят, раньше тут было 4 кафе, но проблема с водоснабжением на такой высоте приводила к проблемам с чистотой продуктов и столовых приборов, сейчас осталось только одно. К чистоте и качеству еды вопросов у нас не возникло, все было вкусно и в меру бюджетно.


Ну а теперь приступаем к новому аттракциону - спуску горы по канатной дороге Мисхор.

Покупаем билеты по 350 рублей с человека (в летний сезон тут стало уже по 400), для безопасности проходим рамки металлоискателя и садимся в кабинку. Стоит участь, что кабинка вмещает в себя не более 35 человек, поэтому в разгар сезона тут может образоваться очередь.

Канатная дорога "Мисхор - Сосновый Бор - Ай-Петри" имеет самый длительный пролет в Европе. Набор высоты почти 900 метров при расстоянии между станциями 1600 метров по прямой, т.е. едем практически вниз по диагонали и молимся, чтобы тут не отказали тормоза.

Все больше отдаляемся от гор.

После пересадочной станции канатная дорога идет низко почти параллельно земле через красивейший лес из корабельных сосен.

И виноградники.

Кто хочет, может совершить этот маршрут в обратной последовательности: подняться по канатке, а спуститься на автомобиле. Таксисты-зазывалы вас будут ждать наверху. Или у вас есть время, попробовать спуститься пешком, на это потребуется от 2 до 4 часов в заисимости от степени вашей подготовки.
Мое путешествие по Крымскому полуострову:
- Симферополь - самый ужасный город Крыма
- По крымским местам съемок фильма "Спортлото 82"
Journal information