Алексей Жирухин (bepowerback) wrote,
Алексей Жирухин
bepowerback

Каково жить в туристическом городе и без автомобиля

Каждый раз, возвращаясь из европейских городов, многие восхищаются, насколько же удобно по ним гулять: ограничение личного автотранспорта, пешеходные зоны, использование велосипедов и транспорта на электрической тяге. Но никто даже и не задумывался, что по сути тоже самое можно сделать и у нас, а для этого нужно просто отказаться самому или хотя бы  минимизировать использование автомобиля. Естественно, никто просто так это делать не будет, и в этом помог Чемпионат Мира по футболу.



Самара оказалась лидером по перекрытию улиц на время Чемпионата Мира среди всех городов, принимавших этот футбольный праздник. Движение полностью ограничили на несколько кварталов вокруг фан-зоны на площади Куйбышева, а также сделали несколько новых пешеходных улиц - Куйбышева, Красноармейскую и Молодогвардейскую. Так уж случилось, что и я оказался в зоне перекрытия, а пропуск, который предполагался для жителей этих районов, мне так и не выдали. Удачная возможность оценить отказ от личного транспорта на месяц и все блага/горести как жителя туристической зоны.



Честно говоря, немного непривычно было полностью отказываться от автомобиля. Правда, через неделю уже привык. Летом я и раньше использовал велосипед с общественным транспортом, но не так часто. При коротких расстояниях ходил пешком, наслаждаясь красотами отремонтированного города (хоть и не всего), использовал велосипед, если нужно быстро сделать дела в пределах центра города, или  совмещая это с тренировкой.



Скачал программу "Прибывалка" и даже привык к общественному транспорту, узнав почти все маршруты и остановки вокруг дома. Время, за которое я стал добираться до необходимых точек города хоть и выросло в полтора-два раза, но лично для меня не критично, у нас город все-таки не такой большой. Единственный дискомфорт, который доставлял общественный транспорт - отсутствие кондиционеров в ужасную жару, которая царила в нашем городе в это время. При тяжелых сумках брал такси или Делимобиль (если автомобиль этого сервиса находился поблизости), который обходился в 2-3 раза дешевле такси. А самое главное - сэкономил около 10000 рублей на топливо, которое обычно трачу за месяц, и это не считая затрат на обслуживание автомобиля.

Но самое большое удовольствие мы испытали от опустевших улиц центра города. Прекратился шум, пропала загазованность и уже через несколько дней центр наполнился запахом воды с Волги и леса от ближайших парков.



А ближе к вечеру на улицу Куйбышева начали выходить гулять люди. И это не только туристы, в том числе и иностранные, а просто жители нашего города.



Кафе и рестораны выставили на улицы столы со стульями, увеличив посадочные месте своих заведений, а местные ансамбли устраивали мини-концерты.



Жители города стали действительно меньше использовать свои автомобили, пересели на велосипеды, самокаты и гироскутеры.



Что превратило провинциальную Самару в один из европейских городов.





Стало интересно, а что думают жители города, если и после ЧМ оставить эту улицу прогулочной, решил провести опрос среди своих подписчиков Вконтакте и получил вот такие ответы:



В это же время один из пользователей твиттер написал предложение о перекрытии Куйбышева ИО губернатора Дмитрию Азарову, на что получил ответ:



Твит довольно быстро набрал 1000 ретвитов. Губернатор сообщил в своем твиттере, что поручил подготовить проект данного решения. При этом Азаров уточнил, что пешеходной Куйбышева может стать только на несколько месяцев, по выходным, а дальнейшая судьба статуса улицы будет реализовываться через общественное обсуждение.

Лично я бы и вовсе перекрыл исторический центр, как это делается в европейских городах - в той же Праге или Любляне, но, к сожалению, туристический траффик будет для этого недостаточен, поэтому довольствуемся и этим, пока самарцы не привыкнут, что пешеходные зоны и общественные пространства - это норма для современных городов. Что касается ночного шума скажу, что туристы шумят намного меньше, чем проезжающие и ревущие автомобили.

Очень многие боялись пробок в центре из-за перекрытых улиц, транспортного коллапса, но сильных пробок так и не было, потому что многие вошли в положение и поняли, что на это время лучше отказаться от транспорта. В общем, это подтвердило тот факт, что для уменьшения пробок нужно не увеличивать количество дорог, не расширять их, а просто сделать личный транспорт более дорогим и неудобным, когда добраться до необходимых мест проще на своих двоих / велосипеде (самокате, гироскутере) / общественном транспорте или такси, чем брать свою повозку, ехать и потом искать место под парковку.

Доступный паркинг тоже играет в этом большую роль, потому что если сделать его платным, что потихоньку вводится в городах России, желание ехать на своей машине в офис, которая будет стоять под окном весь день и тратить деньги на почасовую парковку, поубавится. Зато даст возможность припарковаться тем, кто приехал в центр города ненадолго. Я вот, к примеру, перестал ездить по центру на автомобиле именно по этой причине - просто невозможно найти место поставить машину даже на 5 минут, чтобы забрать что-то быстро и уехать. Но больше всего напрягают студенты, которые уже с первого курса стремятся приехать в свой вуз на автомобиле и на полдня-день забить все улицы и дворы близлежайших домов. Ну вот не верю я, что студентам так необходим автомобиль на каждый день, разве что для понтов перед одногруппниками, ну а если и надо - платите.

И тут снова отличная новость - городские власти начали рассматривать вариант установки платных мест вдоль набережной Волги и по центральным улицам Самары. Очень надеюсь, что этот проект найдет возможность реализации и это в разы уменьшит количество используемого автотранспорта.



В общем, за месяц благодаря Чемпионату Мира удалось пожить в настоящем центре туристического города без личного транспорта в пешеходной зоне и это по-настоящему круто! Как жаль, что сегодня в ночь с 15 на 16 июля Чемпионат закончился, туристы разъехались, а по центру снова пустили транспорт. Надеюсь, что это все-таки ненадолго.

А как вы пережили эти дни Чемпионата и какие выводы сделали для себя? И каким представляете центр вашего города?
Tags: Самара
Subscribe

Posts from This Journal “Самара” Tag

promo bepowerback 09:02, friday 131
Buy for 20 tokens
Судьба быть заброшенными рано или поздно ждет все практически все объекты Олимпийских игр, исключений пока, к сожалению, не так много. Греция, придумавшая эти Игры тысячи лет назад и потратившая на Олимпиаду 2004 года 11 миллиардов евро, не имеет возможности использовать дорогостоящие в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments